Законопроект «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», внесённый в Госдуму Правительством, по сути, отменяет аудиторскую тайну для налоговой службы.
Законопроект вносит изменения в 2 статьи Налогового кодекса и позволяет ФНС получать от аудиторов информацию и документы о налогоплательщике, в отношении которого был проведён аудит.
налогоплательщиков;
плательщиков сборов;
плательщиков страховых взносов;
налоговых агентов.
Эксперты едины во мнении, что назначение законопроекта в том, чтобы упростить для налоговой доступ к информации, позволяющей доначислять компаниям налоги, пени и штрафы.
Законопроект ещё не принят. Это ещё не закон. Но предполагается, что он будет принят и начнёт действовать с 1 января 2018 года.
Налоговый орган получит право истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов все сведения и документы, которые стали известны аудиторам о налогоплательщике при оказании ему, налогоплательщику, услуг. Эти услуги перечислены в п.7 ч.1 ст.1 закона «Об аудиторской деятельности»:
постановка, восстановление, ведение бухучёта и налогового учёта, составление бухгалтерской и налоговой отчётности, бухгалтерское и налоговое консультирование;
консультирование, связанное с управлением компанией, в том числе с реорганизацией или приватизацией;
меры, связанные с автоматизацией бухгалтерского учёта, с внедрением информационных технологий;
оценочная деятельность;
разработка бизнес-планов, инвестиционных проектов;
обучение, связанное с аудиторской деятельностью, научно-исследовательские, экспериментальные работы.
Но самое неприятное в том, что налоговая сможет получать от аудиторов информацию, которая связана с представительством налогоплательщика в судах по гражданским, административным, налоговым и таможенным делам, в органах госвласти и муниципалитетах.
То есть, если представить, что аудиторы оказывали налогоплательщику помощь в выработке судебной стратегии в споре с налоговой, то налоговая всю эту информацию сможет получить.
Кроме того, некоторые компании становятся «заложниками» законопроекта: ст.5 закона «Об аудиторской деятельности» приводит список компаний, которые по закону обязаны проводить ежегодный аудит.
Государство идёт по пути всё большей регуляции предпринимательской деятельности, всё большего контроля над бизнесом со стороны ФНС и других органов. Об этом говорят, например, такие вещи, как:
обязывание бизнеса перейти на онлайн-кассы;
истребование имущества, полученного бенефициаром в счёт налогового долга компании, с которой бенефициар не был связан взаимозависимостью (дело № А51-4996/2015);
ответственность руководителя и учредителей уже не существующей компании по налогам этой компании (Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Законопроект об отмене аудиторской тайны — «солдат из того же строя». Он облегчает налоговой службе получение информации о компании-налогоплательщике.
Законопроект пока не принят, однако предполагается, что он будет принят и начнёт действовать с 1 января 2018 года.
Каким образом действие законопроекта (если он станет законом) отразится на аудиторах, пока неясно.
Регулятивные и запретительные меры государства вынуждают компании пользоваться услугами адвокатов по защите бизнеса.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.