В 2024 году был принят ряд важнейших федеральных законов, вносящих изменения в УК РФ и касающихся как малого бизнеса, так и крупных предприятий. Предлагаем ознакомиться с наиболее значимыми поправками.
С 17 апреля федеральным законом от 6 апреля 2024 № 79-ФЗ изменены в сторону увеличения пороговые значения ущерба и полученного дохода для квалификации некоторых экономических преступлений:
Пересмотрены пороговые значения ущерба и полученного дохода по множеству иных преступлений. Так, изменения коснулись статей ст. 171, 171.5, 172.3, 180, 185, 185.1, 185.6, 193.1, 194, 199.3, 199.4 УК РФ.
Федеральный закон от 12 июня 2024 года № 133-ФЗ внес изменения в ст. 146 УК РФ, закрепляющую ответственность за нарушение авторских и смежных прав, в части повышения порогов ущерба. Теперь крупным считается ущерб, размер которого превышает 500 тысяч рублей, а особо крупным — 2 миллиона рублей.
Помимо этого, закон «отодвинул» пороговые значения по преступлению, предусмотренному ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Крупным размером теперь признается стоимость имущества, превышающая 1 миллион рублей, а особо крупным — 4 миллиона рублей.
Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 406-ФЗ дополнил УК РФ новой ст. 173.3, закрепляющей уголовную ответственность за организацию деятельности по предоставлению в налоговые органы и сбыту заведомо подложных счетов-фактур/ налоговых деклараций от имени компаний, образованных через подставных лиц, либо с использованием полученных незаконным способом персональных данных, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере (более 3 млн 500 тысяч рублей).
Максимальное наказание — до 7 лет лишения свободы со штрафом в размере до 800 тысяч рублей (или в размере заработка осужденного за период до 3 лет).
Федеральным законом от 13 декабря 2024 года № 467-ФЗ в ст. 178 УК РФ внесены изменения, предусматривающие усиление уголовной ответственности за картельные сговоры. Если заключение антиконкурентного соглашения привело к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, проведение которых является обязательным, злоумышленнику грозит до 5 лет лишения свободы. Возможно применение дополнительных наказаний — штрафа или запрета занимать определенные должности/ заниматься определенной деятельностью.
Наиболее суровое наказание — до 7 лет лишения свободы — предусмотрено за картельные сговоры, сопровождаемые насилием (угрозой его применения), уничтожением или повреждением чужого имущества (угрозой его уничтожения или повреждения).
Федеральный закон от 30 ноября 2024 года № 421-ФЗ дополнил УК РФ новой ст. 272.1 УК РФ, закрепляющей уголовную ответственность за следующие деяния:
Так, наиболее мягкое наказание за создание сайтов с персданными — штраф до 700 тысяч рублей (или в размере заработка лица за период до 2 лет), наиболее суровое — до 5 лет лишения свободы.
В примечании к статье указывается, что ее действие не распространяется на случаи обработки персданных физическими лицами только для личных и семейных нужд.
Стоит отметить: многие резонансные законопроекты 2024 года, касающиеся сферы бизнеса, могут быть приняты уже в следующем году. Так, например, высока вероятность введения уголовной ответственности за незаконную регистрацию ИП. Уголовно наказуемым деянием может стать регистрация ИП через подставных лиц или незаконное использование документов для внесения соответствующих данных в ЕГРИП.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.