По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, ежегодно через оффшорные юридические лица отмываются огромные деньги: по приблизительным подсчетам их объем составляет от 2 до 5 % мирового ВВП. Поэтому неудивительно, что все государства, входящие в Европейский Союз, договорились о создании специальных реестров бенефициарных собственников — лиц, осуществляющих фактическое владение и управление юридическими лицами. А как обстоит дело в России?
В России понятие «бенефициарный владелец» было введено в законодательство лишь в 2013 году: Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ были внесены изменения в ст. 3 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», согласно которым к бенефициарам относятся физические лица, прямо или косвенно владеющие юридическим лицом (имеющие более 25 % капитала организации), либо каким-либо образом имеющие возможность контролировать действия юридического лица. .
Федеральным законом от 23.06.2016 года N 215-ФЗ упомянутый Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» был дополнен статьей 6.1, согласно которой с 21 декабря 2016 года у всех фирм появилась обязанность по обновлению сведений о бенефициарном владельце как минимум 1 раз в год, фиксации информации, а также хранению указанных сведений в течение 5 лет. Если юрлицо по каким-то причинам не выполнит эти требования, его в соответствие со ст. 14.25.1 КоАП РФ ждет крупный административный штраф в размере 100—500 тысяч рублей, а должностное лицо организации – штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Кроме того, в качестве дополнительной отвественности за несоблюдение требований законодательства о раскрытии сведений о бенефициарных владельцах у юридического лица, осуществляющего операции с денежными средствами или иным имуществом и действующего на основании лицензии, может быть отозвана лицензия.
Отметим, что законодательство не закрепляет порядок предоставления информации о бенефициарных владельцах фирмы. Способ подтверждения сведений на сегодняшний день произвольный, но чаще всего организации используют анкеты и запросы.
В скором времени будет принято Постановление Правительства РФ, устанавливающее, что любая организация должна будет предоставить сведения о своих бенефициарах в течение 5 рабочих дней с момента получения официального запроса ФНС.
Практика показывает, что истинные владельцы организаций стоят за длинной цепочкой «номиналов», поэтому самостоятельно разыскать их довольно непросто. Но это не значит, что бенефициары могут чувствовать себя в безопасности: во-первых, с каждым годом в мире остается все меньше оффшорных зон, а во-вторых, система обмена информацией между странами только совершенствуется.
Если бенефициарный владелец в России нарушает законодательство, он может быть привлечен к уголовной ответственности, например, по ст.174, 174.1, 199.2 и многим другим статьям УК РФ, предусматривающим уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономики. Причем в ближайшее время ожидается принятие поправок в УК РФ , согласно которым бенефициары наряду с учредителями могут быть привлечены к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство.
Россия, как и все западные страны, стремится бороться с теневым рынком экономики, из-за которого бюджет страны ежегодно недополучает миллиарды рублей. О твердых намерениях государства свидетельствует ряд поправок в законодательство, которые либо уже приняты, либо готовятся к принятию.
Для фирм это означает одно: ФНС и правоохранительные органы будут активно проверять деятельность юридических лиц и запрашивать нужную информацию. В этой ситуации компаниям не обойтись без помощи адвоката при налоговых проверках, который сумеет проконтролировать действия сотрудников ФНС и не допустит нарушения прав Доверителя и действующего законодательства. Поэтому если Вы хотите избежать штрафов и желаете снизить уголовно-правовые риски — не пренебрегайте помощью специалистов.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.