15 ноября 2018 года Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении законопроекты № 551847-7 и № 551845-7, касающиеся установления налога на профессиональный доход, именуемый в народе «налогом на самозанятых граждан» или «налогом на фриланс». Он предназначен для физлиц, официально не занимающихся предпринимательской деятельностью и не зарегистрированных в качестве ИП, но фактически осуществляющих предпринимательскую деятельность. В их числе – репетиторы, няни, фрилансеры, мастера маникюра, парикмахеры, домашние кондитеры, собственники жилья, сдающие его в аренду и прочие граждане, работающие на себя.
Основные положения, касающиеся налога на самозанятых в 2018 году:
Зарегистрироваться в качестве налогоплательщика можно будет без посещения ФНС, через мобильное приложение «Мой налог». Через это же приложение можно отправлять фискальные чеки, свидетельствующие о проданном товаре или оказанной услуге. В конце месяца программа подсчитает сумму налога, которую необходимо будет уплатить до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
В отличие от ИП и организаций, самозанятые граждане не обязаны иметь контрольно-кассовую технику.
«Новый налоговый режим начнет применяться в России уже с 1 января 2019 года. Эксперимент продлится в течение десятилетия в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области. Если он будет признан удачным, данная практика распространится на все другие регионы».
Не стоит ждать того, что после вступления в силу закона о налоге на самозанятых граждане ринуться регистрироваться для уплаты вновь введённого налога. Скорее всего, подавляющее большинство представителей свободных профессий и собственников полученных по наследству квартир, сдающих их в аренду для получения дополнительного дохода, попытаются как и раньше оставаться в тени и не уплачивать налоги. Между тем, такая позиция чревата серьезными неприятностями как финансового, так и уголовно-правового характера. Тем более что, после принятия закона о налоге на самозанятых государство наверняка озаботится ужесточением контроля за этой сферой деятельности граждан в целях выявления неплательщиков и привлечения их к отвественности.
Если гражданин, официально зарегистрированный в качестве самозанятого, не уплачивает налог в установленном размере, его ждет штраф в размере 20 % от полученного дохода (но не менее 1 тысячи рублей). Если аналогичное нарушение было допущено в течение полугода, то размер штрафа составит уже 100 % от чека (но не менее 5 тысяч рублей). Штраф не освобождает от необходимости уплаты налога.
«Скорее всего, на протяжении всего 2019 года указанные выше штрафы в отношении самозанятых субъектов применяться не будут. Об этом заявил глава комитета Госдумы РФ по налогам и сборам Андрей Макаров».
Что касается граждан, не зарегистрировавшихся в качестве самозанятых, то они привлекаются к налоговой или уголовной ответственности как обычно. Наказания, следующие:
При возбуждении уголовного дела в связи с неуплатой налогов у граждан есть возможность избежать уголовной ответственности при условии уплаты суммы налога, а также пени и штрафа. Так, согласно ст. 76.1 и п. 2 Примечания к ст. 199 УК РФ, ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ лицо, впервые совершившее налоговое преступление, освобождается от уголовной ответственности при условии возмещения ущерба, причинённого бюджетной системе Российской Федерации.
«Если по факту неуплаты налогов проводится доследственная проверка, или дело уже возбуждено, гражданину следует немедленно обратиться к уголовному адвокату. Специалист сумеет избежать привлечения своего доверителя к уголовной ответственности, а если это невозможно – добиться назначения наиболее мягкого приговора».
Новый налог на самозанятых позволит увеличить денежные поступления в бюджет – именно этого, в конечном счете, добивается государство. А что делать гражданам: делиться или оставаться в «тени»? Мы полагаем, что разумнее легализоваться, и вот почему.
Следовательно, если ваша деятельность соответствует описанным выше критериям, нет никаких препятствий для регистрации в качестве самозанятых.
В УК РФ были внесены как смягчающие положение бизнеса поправки, так и изменения, нацеленные на ужесточение ответственности.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.