26 сентября 2018 года вступил в силу 167-ФЗ от 27 июня 2018 года, призванный защитить счета граждан и организаций от мошенников и, соответственно, от несанкционированных транзакций. Его суть состоит в том, что банки, подозревающие, что операцию пытается выполнить постороннее лицо, вправе заблокировать банковскую карту, транзакцию, электронный кошелек или мобильное приложение сроком до 2 дней. Подобная мера вполне оправдана: лишь в 2017 году объем несанкционированных операций со счетов юрлиц составил более 1,57 млрд рублей, а похищенной оказалась половина от этой суммы.
Закон о блокировке банковских карт не говорит, когда банк может воспользоваться этим правом. Однако эта информация содержится в Приказе Банка России от 27 сентября 2018 года № 2525. Рассмотрим, какими критериями будет руководствоваться кредитное учреждение:
При этом для выявления возможного мошенничества каждое кредитное учреждение использует доступные ей технические средства и приема. Строгих требований на этот счет нет.
Напомним, что ранее мы уже писали о том, когда и при каких условиях банк может не выдать деньги со счета или вклада.
Если банк, руководствуясь вышеназванными критериями, выявляет подозрительную операцию, он обязан заблокировать ее, а затем немедленно связаться с клиентом посредством телефонного звонка или электронного сообщения.
Если клиент подтверждает, что именно он совершает данную операцию, то банк пропускает ее, если нет – отклоняет. Если же выйти на связь не удалось, банк «замораживает» карту или операцию на срок до 48 часов. По истечении указанного времени, если ответа не последовало, операция выполняется.
Отдельно стоит сказать о юрлице-получателе денежных средств. Компания-отправитель может приостановить зачисление средств на счет даже тогда, когда деньги были уже списаны. В течение 5 рабочих дней получателю денег необходимо предоставить документы, подтверждающие законный источник происхождения средств (например, заключенный контракт). Если такие бумаги не предоставляются, деньги возвращаются назад плательщику в течение 2 суток со дня истечения пятидневного срока.
С одной стороны, установление критериев блокировки карт должно помочь компаниям спланировать свои денежные операции так, чтобы банк пропустил их с первого раза. Количество экономических преступлений (в частности, мошенничеств), совершаемых с использованием платежных средств, должно снизиться. С другой стороны, недобросовестные лица также могут подстроиться под критерии Банка России с тем, чтобы завладеть чужими средствами, не вызывая подозрений. В свою очередь, банки начнут блокировать операции, вызывающие малейшие сомнения, чтобы не получить в дальнейшем от клиента жалобу. Работа многих компаний будет значительно осложнена в связи с данным фактором.
Есть и другие негативные последствия:
Закон о блокировке банковских карт не способен защитить юридическое лицо на 100 %. Если вы обнаружили несанкционированное списание, рекомендуем действовать следующим образом.
Многие организации считают, что банк самостоятельно возвратит средства, и обращаться в полицию не имеет смысла. Но это не так: опытные мошенники оперативно выводят деньги со счетов, поэтому при всем желании банк просто не успеет заблокировать операцию. А вот в рамках возбужденного дела найти мошенника и, соответственно, вернуть деньги, вполне возможно, особенно если интересы компании представляет адвокат.
Следовательно, компаниям необходимо выстраивать свою финансовую деятельность с учетом новых положений закона. А если кража все же произошла, используйте все возможные способы для возврата денег, в том числе обращение в полицию.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.