Некоторое время назад в отдельной статье мы уже рассказывали об особенностях возбуждения и расследования уголовных дел об уклонении от уплаты налогов. С тех пор в налоговое и уголовно-процессуальное законодательство были внесены существенные изменения, о которых и пойдет речь в нашей статье.
Как известно, в связи с принятием 51-ФЗ от 9 марта 2022 года порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям поменялся. В ст.140 УПК РФ появился пункт 1.3, согласно которому органы следствия могут открыть дело по ст.198-199.2 УК РФ только на основании материалов, полученных от ФНС.
На первый взгляд, все просто и логично. По задумке авторов законопроекта, такая схема должна была защитить бизнес от необоснованного давления со стороны правоохранительных органов. Подобный порядок действовал и раньше, в период с 2011 по 2014 год.
Однако правоохранители быстро нашли «лазейку» в виде п.3 ст.82 НК РФ. В этой норме говорится об информационном обмене между налоговыми, следственными, таможенными и прочими органами по вопросам нарушения налогового законодательства и совершения налоговых преступлений. Таким образом, по мнению следователей, налоговые органы вправе сообщить о признаках преступления в любой момент, не дожидаясь, пока налогоплательщик полностью выплатит недоимку. Поэтому и уголовные дела по ст.199 УК РФ сейчас возбуждаются, к сожалению, даже до вступления в силу решения о привлечении организации к налоговой ответственности.
Заинтересованы в досрочном возбуждении уголовных дел и сами налоговые органы. Так, ссылаясь на открытое дело, инспекторам намного проще согласовать решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. К тому же посредством уголовного преследования предприниматели становятся более «сговорчивыми» и быстрее погашают недоимку.
Между тем, конструкция п.3 ст.82 НК РФ гласит о том, что порядок такого информационного обмена определяется соглашением, заключенным между органами. Поэтому нельзя рассматривать межведомственное взаимодействие в качестве альтернативы новому порядку возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.
На указанную проблему обратила внимание Генпрокуратура РФ, разработавшая проект Приказа об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере. В нем подчеркивается: возбуждение уголовных дел по статьям 198-199.2 УК РФ возможно исключительно на основании материалов, поступивший от налоговых органов в порядке, определенном п.3 ст.32 НК РФ. Однако проект адресован не налоговым органам, а следователям, поэтому без совместного решения ФНС и СК РФ говорить о полном решении данной проблемы не приходится.
Еще один важный момент: ничто не мешает налоговикам обратиться с заявлением о преступлении в правоохранительные органы в общем порядке. В п.27 Постановления Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 года № 48 сказано, что соответствующий гражданский иск может быть предъявлен прокурором или налоговым органом. Право ФНС заявлять иски о возмещении ущерба, причиненного государству, констатировал и Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 8 декабря 2017 года № 39-П. Из этого следует: в законах достаточно иных «лазеек», позволяющих правоохранителям открыть дело за уклонение от уплаты налогов.
Итак, как видим, новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям защищает предпринимателей от необоснованного давления со стороны государства только на бумаге. Поэтому при проведении налоговой проверки компании необходимо немедленно обратиться к уголовному адвокату, который оценит ситуацию и продумает дальнейший план действий. Специалисты АК «Судебный адвокат» не допустят возбуждения в отношении Вас уголовного дела или окажут содействие в его скорейшем прекращении.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.