Руководитель ФНС Михаил Мишустин, говоря о результатах работы своего ведомства за 2017 год, отметил, что количество выездных налоговых проверок уменьшилось на 23 % по сравнению с 2016 годом, при этом их результативность выросла в 1,4 раза. В результате выездных проверок в бюджет дополнительно поступило более 56 миллиардов рублей, что больше показателей 2016 года почти в 2 раза.
Таких результатов налоговикам удалось добиться благодаря ужесточению государственного налогового контроля над представителями малого, среднего и крупного бизнеса. Какие инструменты использует для этого ФНС?
Программный комплекс АСК НДС-3, позволяющий сотрудникам налоговой службы полностью автоматизировать процесс контроля за движением денежных средств от юридических лиц к физическим лицам и наоборот с точностью 100 %. Программа не только выстраивает цепочки движения денег, но и выявляет факты неуплаты НДС участниками этих цепочек. АСК НДС-3 позволяет легко находить взаимозависимые фирмы и связанных с ними лиц.
Но и это еще не все:
с ноября 2017 года сформированного программой отчета будет достаточно для возбуждения уголовного дела за уклонение от уплаты налогов. Никаких доследственных проверок и запросов документов не потребуется — достаточно просто получить соответствующие данные от АСК НДС-3.
Программный комплекс показывает настолько хорошие результаты, что в штате ФНС появилось порядка 6 тысяч аналитиков, занимающихся обслуживанием АСК НДС-3 и обработкой данных, полученных от него.
Фактический запрет налоговой оптимизации, которая ранее считалась вполне законной. Запрет оптимизации вытекает из смысла Письма ФНС и Следственного Комитета РФ № ЕД-4-2/13650@. В частности, налоговики будут расценивать дробление бизнеса, подмену одних гражданско-правовых отношений другими как попытку уклонения от налогов.
Налоговый контроль в 2018 году станет отраслевым. Если ранее сотрудники ФНС проверяли отдельные компании, то сейчас под пристальным вниманием оказываются целые отрасли. В настоящее время налоговики активно проверяют фирмы клининговой и рыбоперерабатывающей направленности — именно в этих отраслях «серые» схемы ухода от налогов применяются чаще всего.
Если еще совсем недавно налоговикам удавалось выявить лишь одно из десяти налоговых преступлений, то в настоящее время это соотношение составляет 9 к 10. Следовательно, рассчитывать на то, что «серые» схемы будут работать и дальше, организациям точно не стоит.
Однако даже если юрлицо исправно платит все налоги и взносы, а также соблюдает российское законодательство, опасность проверок все равно существует, и связана она с недобросовестными контрагентами.
Поэтому налоговые адвокаты не советуют сотрудничать с организацией, которая:
Сотрудничая с сомнительной компанией, фирма рискует привлечь к себе внимание ФНС. Отсюда — доначисления налогов на прибыль, штрафы и другие санкции. И это не говоря о том, что взаимодействие с такой компанией может обернуться финансовыми потерями в случае неисполнения контрагентом своих обязательств.
Поэтому в условиях ужесточения налогового контроля предпринимателей компаниям жизненно необходимо тщательно соблюдать все законы и корректно платить налоги. Следует проявлять осмотрительность в вопросах выбора контрагентов и отказаться от сотрудничества с теми субъектами, которые вызывают сомнения. И, конечно, нужно заранее озаботиться поиском уголовного адвоката, специализирующегося на защите бизнеса — тогда в ответственный момент ваш бизнес не останется без квалифицированной помощи.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.