Ст.185.3 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за противозаконное манипулирование рынком – деяние, которому в российском законодательстве до сих пор нет четкого определения. Так, согласно Федеральному закону, ст. 5 224-ФЗ, к манипулированию рынком относятся следующие действия:
Цель манипулирования рынком – это получение максимальной материальной выгоды. Субъектами преступления, как правило, выступают брокеры, инсайдеры, финансовые аналитики и прочие профессионалы рынка.
Уголовный закон даёт несколько иное определение того, что следует относить к манипулированию рынком, понимая под таким действиями как распространение заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, валютой и (или) товарами, так и любые иные умышленные действия, запрещённые законодательством о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации. Таким образом, данная бланкетная норма отсылает нас к уже указанному федеральному закону 224-ФЗ.
Чтобы квалифицировать деяние как преступное манипулирование рынком по статье 185.3 УК РФ необходимо соблюдение двух условий:
Минимальное наказание, устанавливаемое УК РФ за манипулирование рынком, - штраф от 300 000 до 500 000 руб (или в размере доходов виновного субъекта на период от 1 до 3 лет). Предельная санкция – помещение в колонию на срок до 4 лет. При этом в качестве дополнительных санкций могут выступать штраф в размере до 50 000 руб или лишение права осуществлять какую-либо деятельность на срок до 3 лет.
Статью 185.3 УК РФ можно смело считать «мертвой», поскольку, судя по данным Судебного департамента при ВС РФ, с момента введения данной статьи в УК РФ в 2009 году и вплоть до настоящего времени ни один субъект не был привлечен к уголовной ответственности за противозаконное манипулирование. Однако это не значит, что в России отсутствует данная практика: так, Центробанк РФ ежегодно выявляет десятки случаев неправомерного манипулирования рынком и публикует соответствующую информацию об этом на своем сайте. Уголовные дела по статье также возбуждаются, хоть и не доходят до суда.
Почему же статья не действует? Причин несколько.
Тем не менее, манипулирование рынком – опасное преступление, которое имеет массу серьезных последствий. В глобальном плане манипулирование уничтожает конкуренцию и негативно сказывается на естественных экономических процессах, а в узком плане может нанести непоправимый ущерб отдельно взятым компаниям и предпринимателям. Следовательно, организациям требуется комплексная защита бизнеса – в противном случае велик риск возникновения убытков.
Есть ли выход? Да, решением проблемы может стать ст.15.30 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за деяние (при отсутствии элементов преступления). В роли санкции выступает штраф в размере суммы полученной прибыли и расходов, которых удалось избежать в результате противозаконных махинаций (но не менее 700 тысяч рублей). Добиться возбуждения административного дела по рассматриваемой статье проще, чем по ст.185.3 УК РФ, однако для этого все равно требуется помощь уголовного адвоката: только специалисту под силу собрать достаточные доказательства вины лица в манипулировании рынком. Субъекту, подозреваемому в манипулировании, без защитника тоже не обойтись – в ином случае компании грозят крупные штрафные санкции, а ее руководителю – уголовная ответственность.
Одним словом, выявить и наказать манипуляторов рынка (или защититься от обвинений в манипулировании) без адвоката – задача практически не выполнимая.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.