В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении законопроект № 434998-7, предлагающий внести поправки в УПК РФ по части порядка допроса свидетелей. В Уголовно-процессуальном Кодексе РФ может появиться ст.189.1, основные положения которой следующие:
Под видеоконференц-связью подразумевается технология, позволяющая одновременно передавать видео и звук между двумя и более субъектами посредством аппаратно-программных средств коммуникации.
Отметим, что допрос посредством видеоконференц-связи в настоящее время используется судами по уголовным, гражданским, административным делам. Так, в ст.278.1 УПК РФ сказано, что таким образом в суде первой инстанции могут быть допрошены только свидетели.
Изменение правил допроса свидетелей преследуют несколько целей:
Однако перечисленные плюсы больше относятся не к обычным гражданам, а к следователям и государству. В законопроекте достаточно проблемных и спорных моментов. Приведем некоторые из них.
Пока закон о внесении в УПК РФ статьи 189.1 находится на рассмотрении, но уже сейчас понятно, что при внедрении дистанционных допросов обязательно будут накладки и всевозможные трудности. Что можно сделать свидетелю, чтобы допрос прошел гладко, а сам свидетель не стал основным фигурантом уголовного дела?
Но учесть все нюансы и особенности допроса может только грамотный адвокат по уголовным делам, поддержкой которого и следует заручиться. Специалист проведет подготовительную работу, проконтролирует соблюдение прав свидетеля, пресечет незаконные действия следователя и снизит возможные риски для своего доверителя до нуля. Главное – обратиться за помощью адвоката на стадии следствия (дознания) вовремя, то есть как только вы узнали о вызове в правоохранительные органы на допрос.
Компании могут устанавливать любые расценки на свои услуги, это не запрещено законом. Но в ряде случаев чрезмерно высокая стоимость может указывать на мошенничество.
В случае уклонения от суда или следствия подозреваемые (обвиняемые) могут быть объявлены в розыск. Получение статуса «разыскиваемый» сулит негативные последствия для фигуранта уголовного дела.
Действующее законодательство разрешает судам наказание ниже низшего предела. Но возможна ли обратная ситуация?
Число приговоров по ст. 322.1 УК РФ стремительно увеличивается, и в ближайшем будущем ответственность за организацию незаконной миграции будет усилена.
Если гражданин отказывается выполнить требования сотрудников полиции, ему грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
В УПК РФ закреплены основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, однако с их применением могут возникать определенные сложности.
Теракты вызывают большой резонанс в обществе, которое нередко требует «разобраться» с причастными к ним лицам без суда и следствия. Однако такой вариант в правовом государстве невозможен.
УК РФ исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение деяния, которое запрещено уголовным законом, однако в силу малозначительности преступлением не является. Но реализовать данное требование на практике не всегда возможно, так как этому зачастую мешает множество «пробелов» в праве, связанных прежде всего с отсутствием однозначных критериев для взвешивания или измерения степени значительности деяния и (или) его последствий с точки зрения общественной опасности, что в итоге влечет принятие решения на основе субъективной оценки правоприменителя.
Действующий УПК РФ дает возможность правоохранителям обыскивать не только помещения, но и автомобили. Однако часто это следственное мероприятие путают с обследованием, осмотром и досмотром.