Действующий УК РФ содержит целый ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов, насколько эффективна помощь адвоката на разных стадиях уголовного дела.
В целях уклонения от налогов многие компании практикуют дробление бизнеса. Однако принятие необдуманного решения может обойтись организации очень дорого.
Налоговая проверка – тяжелое испытание для любой компании. Чтобы снизить возможные риски и выйти из ситуации с минимальными потерями, рекомендуется обратиться к налоговому адвокату.
В настоящее время из-за применения нового программного обеспечения ФНС отмечаются массовые случаи незаконного списания денег со счетов компаний и ИП. Любой компании следует быть к этому готовой и знать план действий в случае неправомерных действий налоговиков.
С каждым годом объем информации, содержащейся во всевозможных сервисах ФНС, только растет. Однако полагаться только на нее не стоит по множеству причин
Многие предприниматели считают, что обжалование налоговых проверок – напрасная трата сил и времени. В действительности же свою позицию можно и нужно отстаивать, тем более, что закон дает для этого массу возможностей.
Каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить риски проведения в отношении него налоговой проверки в соответствии с общеизвестными критериями, утвержденными Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Так, риск повышается, если:
Кроме того, налогоплательщик в своем личном кабинете на сайте ФНС может воспользоваться сервисом «Как меня видит налоговая», который работает с 2022 года.
Выездная налоговая проверка проводится в порядке, определенном ст.89 НК РФ. Проверка включает следующие этапы:
В некоторых случаях (например, при допросе свидетелей или осмотре помещений) инспекторы обязаны составлять протоколы. Требования к данным документам прописаны в ст.99 НК РФ.
Далее в течение 2 месяцев налоговый орган составляет акт налоговой проверки – причем даже в случаях, когда нарушения не были обнаружены. Если налогоплательщик не согласен с изложенными в акте доводами и предложениями проверяющих, он вправе в течение одного месяца с момента получения данного документа направить свои возражения. К письменным возражениям лицо может приложить документы, подтверждающие его позицию.
Лицо, в отношении которого проводилась ревизия, вправе лично или через налогового адвоката ознакомиться с материалами налоговой проверки – п.2 ст.101 НК РФ. Соответствующее заявление налоговики должны рассмотреть в течение 2 дней.
После этого все документы, включая акт налоговой проверки, направляются руководителю территориального органа ФНС. Рассмотрение всех собранных материалов осуществляется в присутствии налогоплательщика (его адвоката по налогам), хотя неявка его представителей не является, по общему правилу, препятствием.
Руководитель налогового органа принимает одно из следующих решений:
Решение о привлечении к ответственности вступает в силу через 30 дней с момента вручения документа налогоплательщику.
Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности закреплен в ст.138 НК РФ. Если документ еще не вступил в законную силу, налогоплательщик вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, вынесшую решение. Когда решение уже действует, лицо может также подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года. Подача документа возможна не только непосредственно лицом, права которого нарушены, но и его адвокатом по налоговым делам.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение 1 месяца – это общее правило. Однако в некоторых случаях, например, при предоставлении компанией-налогоплательщиком дополнительных материалов, указанный срок может быть продлен еще на 1 месяц. Вышестоящий орган может отменить акт полностью или частично, принять по делу новое решение, но чаще всего по жалобе принимается отрицательное решение.
Если жалоба не была рассмотрена в установленные сроки, либо если налогоплательщика не устроило решение вышестоящего налогового органа, то заинтересованное лицо вправе обратиться в суд. Срок для подачи заявления относительно короткий – всего 3 месяца (ч.4 ст.198 АПК РФ).
Итоговое решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2023 года № 372 продлило срок действия моратория на плановые проверки бизнеса до 2030 года. Нововведения касаются только тех проверок, которые перечислены в ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В ч.5 ст.2 указанного закона подчеркивается, что его действие не распространяется на мероприятия налогового контроля. Соответственно, в настоящее время ограничений по проведению камеральных или выездных проверок нет.
Главное негативное последствие выездной налоговой проверки – высокий риск доначисления налогов (сейчас он достигает 95 %). По данным Счетной палаты РФ, в 2018 году средний размер доначисления составлял 22,7 млн рублей, в 2021 – почти 50 млн рублей, а в 2022 – около 70 млн рублей.
Среди других отрицательных моментов можно выделить следующие:
Налоговая может заблокировать счет организации или ИП в случаях, указанных в ст.76 НК РФ. Так, это:
Также приостановление операций по счетам может применяться ФНС в качестве обеспечительной меры после результативных налоговых проверок. В п.10 ст.101 НК РФ подчеркивается: блокировка применяется только в том случае, если непринятие данной меры может привести к невозможности исполнения решения о взыскании с компании недоимки, пеней и штрафов.
Если решение о «заморозке» признано незаконным, либо налоговая несвоевременно разблокировала счет, компания вправе рассчитывать на выплату процентов. Для их расчета применяется ставка рефинансирования, действовавшая в период неправомерной блокировки (п.9.2 ст.76 НК РФ). Также организация может требовать возмещения убытков.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и взносов с организации закреплена ст.199 УК РФ. Причем размер невыплаченных налогов играет первостепенное значение: привлечь к ответственности по ч.1 можно только в том случае, если недоимка в пределах трех финансовых лет превышает 15 млн рублей.
Обстоятельствами, отягчающими вину лица, являются:
Закон выделяет два способа уклонения от уплаты налогов. Первый – умышленное непредставление налоговой декларации (прочих обязательных к предоставлению документов), а второй – сознательное включение в налоговую декларацию (иные документы) искаженных сведений.
Что касается уклонения от уплаты налогов ИП, то в отношении них применяется ст.198 УК РФ. Индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности, если размер недоимки в течение 3 финансовых лет превышает 2 млн 700 тысяч рублей. Особо крупным размером признается сумма, превышающая 13 млн 500 тысяч рублей.
Чтобы выяснить, могут ли посадить в тюрьму за неуплату налогов, следует обратиться к санкции ст.199 УК РФ. По ч.1 возможно применение одного из следующих наказаний:
По ч.2 рассматриваемой статьи наказание ужесточается. К лицу может быть применена одна из следующих санкций:
В двух последних случаях осужденный может дополнительно лишиться права занимать определенные должности/заниматься конкретной деятельностью на срок до 3 лет.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2022 году по ст.199 УК РФ осуждено 132 человека. При этом по ч.1 к лишению свободы не приговорен ни один человек. А вот при наличии отягчающих обстоятельств вероятность того, что суд посадит за неуплату налогов, возрастает. Так, в том же 2022 году по ч.2 реальные сроки получили 13 предпринимателей.
В примечании к ст.199 УК РФ сказано, что лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при наличии одновременно двух условий:
При наличии двух указанных выше пунктов следователь с согласия руководителя следственного органа или суд выносят постановление о прекращении преследования/уголовного дела. Обязательное условие - согласие подозреваемого/обвиняемого (ч.5 ст.28.1 УПК РФ).
Отметим: уголовное законодательство содержит не только специальное, но и общие основания освобождения от ответственности.
Да, такое право ФНС закреплено в п.8 ст.94 НК РФ. Оригиналы могут быть изъяты при наличии риска их уничтожения, сокрытия, исправления или замены. Также налоговики вправе забрать подлинники, например, для проведения экспертизы.
В налоговом законодательстве данное понятие отсутствует, но на практике под дроблением бизнеса подразумевается искусственное разделение финансово-хозяйственной деятельности компании между несколькими взаимосвязанными лицами ради получения необоснованной налоговой выгоды. Как правило, дробление выражается в создании множества ООО/ИП, использующих льготные системы налогообложения вместо основной.
ФНС РФ в своем Письме от 11.08.2017 года № СА-4-7/15895@ перечислила признаки, которые могут свидетельствовать о применении незаконной схемы налоговой оптимизации. Среди них, например, отсутствие у подконтрольных лиц своих кадровых ресурсов и оборотных средств, ведение участниками схемы одной и той же деятельности, несение расходов друг за друга и т.д.
Если ФНС обнаружит подобную схему, компании доначислят налоги, пени, штрафы, а ее руководство может быть привлечено к уголовной ответственности.
По общему правилу, налоговая не имеет право проводить более двух выездных проверок в отношении налогоплательщика в течение 1 года. Однако указанный лимит может быть превышен по решению руководителя ФНС (п.5 ст.89 НК РФ).
После вступления в силу решения ФНС о привлечении налогоплательщика к ответственности компании дается 75 дней на погашение возникшего долга. Если компания не выполнила это требование, и размер ее задолженности превышает 15 млн рублей, налоговая передает в следственные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
За неуплату или неполную уплату налога, сбора, страховых взносов размер штрафа составляет 20 %, а если деяние носит умышленный характер – 40 % от невыплаченной суммы (ст.122 НК РФ). Сейчас на рассмотрении Госдумы РФ находится законопроект № 416287-8, предусматривающий увеличение штрафов за умышленную неуплату налогов до 100 %.
В отношении г-и А. проводилась проверка сообщения о преступлении по факту неуплаты налога на доходы физических лиц за 2014, 2015 и 2016 года в крупном размере . Согласно рапорту оперуполномоченного ОЭБиПК, А., получив доход от сдачи в аренду принадлежащей ему в ЦАО г. Москвы пятикомнатной квартиры в общей сложности за три года в сумме 8 550 000 руб., не уплатил налог на доходы физических лиц в сумме, превышающей 900 000 руб. Адвокатом были представлены для приобщения к материалам проверки проколы опросов соседей и бывших жильцов квартиры, было заявлено ходатайство о проведении опроса участкового по месту нахождения квартиры. В результате было установлено, что в 2014 и в течение трёх месяцев 2015 года в квартире проживали знакомые гражданина А., квартира в этот период не сдавалась, сумма подлежащего к уплате налога составила 53 000 руб. В возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием в действиях А. признаков состава преступления.
В возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием в деянии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ.